Телефон горячей линии: 20-63-67

Пожалуй, невозможно назвать темы более важной, чем та, которую мы призваны обсудить сегодня. Духовно-нравственное воспитание является основой основ каждого общества и государства.

Мы хорошо осведомлены о многочисленных недугах, присущих современному обществу. Основными из них являются ослабление позитивных жизненных ориентиров у молодежи, девиантное поведение подростков, преступность, демографический спад, рост числа страдающих алкогольной и наркотической зависимостью, появление новых опасных форм зависимости (например, компьютерной, азартной).

 

Сегодня не только религиозные, но и светские деятели, политики высокого ранга признают, что корень болезней социума лежит в духовной области. Нездоровые тенденции являются следствием духовной опустошенности, смятения души человека. Следовательно, и лекарство от этого недуга должно быть духовным.

Наша школа делает многое для того, чтобы взрастить достойного гражданина. Но практика показывает, что поставленные перед школой задачи не всегда реализуются в полной мере. По-прежнему основной упор в системе национального образования делается на объем знаний, в то время как воспитание личности остается на втором плане.

Эта проблема не решится до тех пор, пока наша школа решительно не повернется к основам бытия народа — к его духовным традициям. Какие бы идеологические системы ни разрабатывались, они не заменят живой духовной связи поколений.

Душа человека стремится не просто к знаниям, но к познанию смысла бытия, к уяснению сути всего, что делается в этом многомятежном мире. И ничто, и никто не даст ей ответа на эти основополагающие вопросы, кроме живой носительницы истины и благодати — Церкви Христовой.

Конечно, Церковь не призывает к навязыванию религиозного мировоззрения детям или взрослым. Мы отдаем себе отчет в том, что подлинная вера может явиться результатом только осознанного и добровольного выбора человека.

Однако выбор не может быть слепым, он всегда на чем-либо основан. Любой выбор может быть осознанным лишь тогда, когда он основан на полноте информации, доступной человеку. И здесь следует с прискорбием констатировать, что и сегодня мы не можем говорить о достаточной информированности учащихся в религиозных вопросах. Да и не только учащихся, но и учащих.


Учитывая ту роль, которую сыграла Православная Церковь в формировании традиций белорусского народа, стоит признать, что духовное воспитание подрастающих поколений в русле ознакомления с основами христианской нравственности будет наиболее эффективным, породит в душах наших детей чувство уважения к истории своей Родины.Порой в освещении данной тематики превалируют крайности и искажения. Мы постоянно сталкиваемся то с отрицанием религии как таковой, что вызвано атеистическим наследием минувших лет; то с преподаванием суррогата духовности, в котором смешаны различные философские воззрения, а порой и элементы учений различных неокультов и сект.

Альтернативы духовному воспитанию в школе не существует. Как образно выразился ушедший от нас Патриарх Алексий II, «если мы не будем строить храмы, будем строить тюрьмы».

Поэтому все мы — и педагоги, и родители, и священнослужители — призваны созидать в душах детей храмы Божии, дабы они в своей жизни воплотили наши лучшие надежды.

Прививать духовные ценности следует с малого возраста, с первых жизненных шагов маленького человека. Как учит библейская мудрость: «Наставь юношу при начале пути его: он не уклонится от него, когда и состарится» (Притч. 22:6).

Итак, лишь через преображение души подрастающего поколения мы преобразим к лучшему наше общество.

Филарет
Митрополит Минский и Слуцкий,
Патриарший Экзарх всея Беларуси

Статья взята с официального портала Белорусской Православной Церкви